В парламенте прошли публичные консультации по законопроекту о слиянии Антикоррупционной прокуратуры и ПБОПОД
В парламенте сегодня прошел первый раунд публичных консультаций по законопроекту о слиянии Антикоррупционной прокуратуры и Прокуратуры по борьбе с организованной преступностью и особым делам и о создании Прокуратуры по борьбе с коррупцией и организованной преступностью. Хотя авторы инициативы утверждают, что закон обеспечит более эффективную основу для борьбы с политической коррупцией, коррупцией на высшем уровне и организованной преступностью, некоторые ведомства, задействованные в реформе, считают, что проект нарушает множество конституционных принципов. Завтра законопроект могут рассмотреть в первом чтении.
ИГОРЬ КИРИАК, депутат от ПДС, автор законопроекта: "Данный законопроект призван создать механизм функционирования Специализированной прокуратуры по борьбе с коррупцией, коррупцией в особо крупных размерах и организованной преступностью. То, что было актуально в 2016 и даже в 2021 году, сегодня уже не актуально, и эта новая структура Специализированной прокуратуры по борьбе с коррупцией призвана противостоять угрозам, которые сегодня существуют для безопасности государства."
Представители Министерства юстиции утверждают, что ведомство должно вынести обобщающее заключение по проекту. Однако некоторые опасения уже высказаны.
СТАНИСЛАВ КОПЕЦКИ, государственный секретарь, Министерство юстиции: "Опасения, которые, безусловно, могут быть устранены. Первое опасение - это продолжение существующих дел и их передача. Мы не хотим нанести ущерб существующим делам. Другая проблема - передача новой структуре того, что необходимо для работы. Речь идет о помещениях, оборудование и других технических вопросах."
Заместитель главного прокурора Антикоррупционной прокуратуры Октавиан Якимовски считает, что нет необходимости создавать новую прокуратуру, потому что это приведет к хаосу.
ОКТАВИАН ЯКИМОВСКИ, заместитель главы Антикоррупционной прокуратуры: "Будет разгул преступности по той простой причине, что некому будет расследовать эти преступления. Если вы думаете, что полиция и НЦБК справятся без прокуроров, то я должен вас разочаровать. Ни одна система в Европе не работает только на полицейской системе. Если вы хотите увидеть, на что похож хаос, примите ка можно быстрее законопроект во втором чтении, и мы все увидим, как выглядит этот хаос."
По мнению депутата от ПДС Олеси Стамате, в законопроекте пока много лазеек, и его, похоже, принимают в спешке.
ОЛЕСЯ СТАМАТЕ, депутат от ПДС: "Я очень надеюсь, что будет сделана пауза и что некоторые аспекты переосмыслят. Риски - это процессы, которые происходят сейчас в обеих прокуратурах, и то, что произойдет в результате их реорганизации. Мне также не очень понятны плюсы, которые могут возникнуть."
КОРНЕЛИУ ФУРКУЛИЦЭ, депутат от ПСРМ: "На мой взгляд, парламент, полномочия которого истекают, не может начать проведение такой реформы. Мы уже понимаем, что в сентябре пройдут парламентские выборы, поэтому есть предположения, что в правовой системе делаются перестановки с целью дальнейшего контроля над этими институтами."
В консультациях также приняли участие представители гражданского общества. Эксперт по внешней и европейской политикам и госуправлению Юлиан Гроза считает, что по этому законопроекту необходимо запросить мнение европейских институтов.
ЮЛИАН ГРОЗА, исполнительный директор IPRE: "На данном этапе важно, как отметила председатель Комиссии, представить этот проект европейским институтам, в первую очередь Венецианской комиссии и Европейской комиссии, двум институтам, чье мнение будет важным."
Законопроект о слиянии Антикоррупционной прокуратуры и Прокуратуры по борьбе с организованной преступностью и особыми делами подписали 29 депутатов от ПДС. Трое представителей партии в Комиссии по юридическим вопросам, назначениям и иммунитетам - Олеся Стамате, Роман Рошка и Борис Попа - его не поддержали. Две недели назад президент Майя Санду заявила, что Антикоррупционная прокуратура представляет собой уязвимое место для безопасности и демократии в Республике Молдова, так как она предприняла мало действий для борьбы с политической коррупцией и предотвращения коррупции на выборах.